Суббота, 23.09.2017, 17:27
Приветствую Вас Гость | RSS

WARMAN

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

О воинском подвиге и ЧВВМУ
Тема подвига, а точнее - воинского подвига (для кого-то "подвиг" встать утром на работу "после вчерашнего") - очень не благодарная тема. Множество определений за тысячи лет философствования, но так люди и не пришли к единому. Пример для меня как воспитывали будущих офицеров в стенах родного военно-морского училища. Как воспитывали будущих офицеров Флота способных на воинский подвиг. Разумеется, процесс проходил в советский период и проходил весьма оригинально для того времени (точно не знаю как в других училищах). При всей видимости марксистко-ленинской основы обучения и воспитания курсантов - училище имело особую моральную атмосферу, передаваемую от одного поколения курсантов к другому, а о офицерах-воспитателях, преподавателях и говорить нечего - они сами были носителями этого духа с курсантских времен и негласно его всегда поддерживали. Что за особая атмосфера? Атмосфера элитности, кастовости, старинной офицерской чести, требовательности к службе в мелочах на уровне религиозного фанатизма, но все это не просто потому, что мы сдали экзамены и поступили в это училище с конкурсом "один к десяти", а потому, что с первого дня нам внушали всем укладом жизни в этих стенах, что в один прекрасный день мы за все расплатимся своими жизнями. Собственно, мы уже не располагали ими с 17 лет. И это реально подтверждалось тем, что мы видели и на практике, на кораблях и узнавали о своей будущей службе от офицеров. Марксистко-ленинским науками нас сильно не донимали, но требовали, как одну из сторон будущей службы. Первый экзамен, в первую сессию по истории КПСС принимал "Ваня-коммунист", «строжайший и ужасный» старший препод соответствующей кафедры. И, не смотря на предыдущие "пугания", принял очень просто – «Кто знает материал на "5"?» - его вопрос перед строем класса до начала экзамена - "Я ... я... и я!" – «Старшина перепишите их. И мне фамилии» - "Кто знает на "3"?" - лес рук - старшина класса переписывает - "Остальным всем "4" и свободны".
Но все, что касалось исполнения будущих обязанностей вахтенного офицера: кораблевождение, сигналопроизводство, совместное плавание, морская практика, корабельный устав, знание и применение оружия - это было свято, непреложно, никаких послаблений, прощений, жестко до границ жестокости. Получил "пару" по кораблевождению, не умеешь вести штурманскую прокладку - падение в глазах товарищей и воспитателей было на уровне "гвардейского" презрения. Если не понял нюансов изменившегося отношения к себе, то получай тогда ощутимые вещи - нет "схода" на "берег", нет отпусков, сиди в "академии", никаких мам, девушек, заболевших бабушек.
А для наглядности, в главном учебном корпусе, на втором этаже парадной, "адмиральской" лестницы, как на шканцах торжественно, висела на всю стену огромная (5х3м) картина, до сих пор для меня неизвестного художника, необыкновенной художественной силы (как жаль, что она всегда находилась в закрытом для многих заведении!) Возможно, она и сейчас на своем месте, я очень давно не был в училище. Она с необыкновенной тщательностью, профессионально показывала сцену в районе баковых орудий крейсера "Варяг", когда корабль уже поврежденный, после убийственного боя возвращается в Чемульпо. На палубе вокруг орудий горы "канэвских" гильз, палуба опалена, повреждена, залита кровью, разбросаны куски мяса, роб, кителей, в луже крови чей-то кортик с кистью руки, но при этом палуба светиться каким-то необыкновенно торжественным светом, чистотой. Кто-то перевязывает своего товарища, совсем молоденький матрос с ясными голубыми глазами смотрит, держа обожженную руку на груди, на крестике, рядом с ним офицер, с перевязанной головой, чуть постарше его, ещё кучка уцелевших комендоров у орудия без снарядов. Все смотрят, как бы в одну точку и руки тянуться к крестному знамени - они все видят что-то одно, но не берег и порт, это ясно по их взглядам. Они видят свой Подвиг, видят Свято, с Верой, как видят в храме ниспосланный Господом в разгар литургии Святый Дух. Они выполнили свой долг! У них, оставшихся в живых, ничего больше в жизни выше по значению не будет! На самом краю картины, в центре, на палубе лежит разорванный, обожженный с края, но по-прежнему блестящий золотом и звездочкой ... офицерский погон. Мне кажется, именно ради этого погона убитого, разорванного снарядом, русского офицера, до конца выполнившего свой смертельный долг, при всей своей "золотой жизни" до этого момента и была написана эта картина и помещена в несуетном, в торжественном месте, в закрытом военно-учебном заведении – «для служебного пользования».
Категория: Мои статьи | Добавил: Warman (09.02.2012)
Просмотров: 701 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0